Опыт ведения ребенка с аутизмом.
Клиническое наблюдение врачей Н.Г. Лисецкой, С.А. Семашко, А.А. Васильевой,
Приморский институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток.
Аутизм - нарушение психического развития, характеризующееся расстройствами речи и моторики, стереотипность деятельности и поведения, приводящие к нарушениям социального взаимодействия. Это может быть результатом дезинтеграции процессов развития головного мозга еще до рождения ребенка. Аутизм сильно влияет на раннее развитие ребенка, а последствия этого, как правило, отражаются на всей жизни человека. Медицинских анализов, с помощью которых можно диагностировать аутизм, не существует. Диагноз ставится психиатром и неврологом на основании наблюдения за тем, как ребенок ведет себя, как общается с другими. В нашем институте лечатся и наблюдаются дети с различными нарушениями речи. Приводим историю одного из таких пациентов.
Девочка Р. А., дата рождения декабрь 2007г.
Желанный ребенок от 1 -й беременности, протекающей на фоне отеков, высокого артериального давления, токсикоза. Роды срочные, преждевременное отхождение околоплодных вод. Первичная родовая слабость. Преэклампсия. Ребенок родился с признаками гипоксии, вес 3220 г, рост 51 см.
В течение первого года жизни отмечалось выраженное беспокойство, плохой сон, частые кишечные колики с запорами и кровь в кале. Со слов мамы девочка не гулила и не лепетала, отмечалось нарушение зрительного контакта. Наблюдалась и лечилась у невролога с диагнозом:
перинатальное поражение ЦНС смешанного генеза, синдром двигательных дисфункций. Отдельные слова стала говорить в 2,5 года. Девочка постоянно находилась на диспансерном учете у невролога и получала медикаментозную терапию с диагнозом: резидуальное органическое поражение ЦНС. Задержка психоречевого развития. В 3,5 года обследовалась психиатром, был выставлен диагноз: аутизм.
В наш институт впервые обратилась в возрасте 4 лет.
ЭЭГ: умеренные диффузные изменения биоэлектрической активности головного мозга ирритативного характера. Формирующийся основной ритм умеренно дезорганизован, неустойчив, по частотным характеристикам соответствует возрасту. Патологических очагов эпиактивности не выявлено.
При первичном осмотре девочка гиперактивна, бегает по кабинету, бросает игрушки, на вопросы не отвечает, в диалог не вступает, на имя не откликается. Зрительный контакт кратковременный, говорит отдельными фразами из реклам и мультфильмов, обращенную речь не понимает, команды не выполняет, игровая деятельность стереотипная, интерес к детям и взрослым не проявляет, самостоятельно не одевается, не просится в туалет, дневной и ночной энурез.
Ребенок посещает логопедический детский сад, занятия психолога и дефектолога. На занятиях гиперактивна, делает только то, что сама хочет. Хорошая зрительная память, может собирать пазлы по картинкам.
После осмотра у мануального терапевта и невролога была направлена на ДЭНС-терапию.
Схема ДЭНС-терапии:
курс из 14 сеансов по 20 мин.
1. Тригеминальная зона в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ обрабатывались в режиме «Терапия», 77 Гц, по 1 мин., через день.
2. Паравертебральные зоны в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ в режиме «Терапия», 77 Гц, по 30 сек., через день.
3. Речевые зоны плюс язык - в режиме «Терапия», 77 Гц, по 1 мин., ежедневно.
4. Правая или левая височная зоны через день - режим «Терапия», 10 Гц, по 2 мин. (девочка — левша).
5. Зона 2 ШП - в режиме «Терапия», 77 Гц, 1 мин.
6. По системе Су Джок, кончики пальцев на кистях или стопах - в режиме «Терапия», 77 Гц, по 2 мин.
7. Зона печени и кишечника по методике «запор» - в режиме «Терапия», 60 Гц, 5 мин., 1 раз в 3 дня.
Одновременно проводился массаж артикуляционных и аурикулярных зон, массаж шариком Су Джок ежедневно. Один раз в месяц - остеопатическая коррекция.
Медикаментозную терапию не получала.
Уже после первого курса появились первые осмысленные односложные диалоги, стала обращаться к маме по имени и откликаться на свое имя, стала самостоятельно садиться на унитаз и одеваться. Девочка лучше стала выполнять задания на занятиях.
Второй курс проводился через 2 месяца по той же схеме. Вместо височной зоны обрабатывались зрительные бугры в режиме «Терапия», 77 Гц, по 2 мин., через день, и левая теменная зона — 77 Гц, по 2 мин. У девочки сохранялся ночной энурез, поэтому дополнительно включена точка сань-инь-цзяо в программе МЭД и проекция почек — в режиме «Терапия», 9,4 Гц, по 2 мин.
После 2-го курса появились диалоги во время игры, улучшился зрительный контакт, первый раз приняла участие на утреннике, реже стал ночной энурез.
Последующие курсы ДЭНС-терапии мама проводила самостоятельно аппаратом ДиаДЭНС-ПКМ. Перед началом каждого курса врачом подбиралась индивидуальная схема в зависимости от преобладающих симптомов.
В настоящее время девочке 7 лет, она хорошо читает, отгадывает загадки, выполняет логические задания, умеет считать, пытается пересказывать, ходит на танцы, на подготовительные занятия к школе, но остается затрудненный контакт со сверстниками.
Полученный эффект — результат кропотливого труда врачей, психологов, логопедов-дефектологов, но прежде всего труда мамы, которая поверила нам и самостоятельно выполняет все рекомендации. Впереди школа, совместными усилиями мы должны справиться с возможными трудностями.