Программа реабилитации детей составлялась индивидуально с учетом характера речевого расстройства и сопутствующих заболеваний.
По характеру речевых расстройств (РР) дети были разделены по группам.
1. Группа с РР и органическим поражением ЦНС
1.1. Сложные комбинированные поражения - 22 человека (18 детей с ДЦП, 4 - с болезнью Дауна).
1.2. Алалия - системное недоразвитие речи в результате поражения корковых зон в доречевом периоде - 7 чел.
1.3. Дизартрия - нарушение произносительной стороны речи (парез, спазм, гиперкинез или атаксия мышц, обеспечивающих моторную функцию речи) - 112 чел.
1.4. Дислалия - нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранности звукоречевого аппарата - 38 чел.
1.5. Дисфазия - фразеологические нарушения - 20 чел.
2. Группа с РР и функциональными изменениями ЦНС 2.1. Логоневроз - 33 чел.
3. Группа с РР и дефектами строения артикуляционного аппарата
3.1. Механические дислалии - 2 чел.
4. Группа с задержкой РР различного происхождения, последствия перинатального поражения ЦНС гипоксически- травматического генеза.
4.1. Задержка темпового развития речи - 85 чел.
4.2. Задержка психоречевого развития - 63 чел.
4.3. Задержка психического развития с аутическим спектром - 30 чел.
Дети с нарушениями звукопроизношения (дизартрия, дислалия, дисфазия) направлялись к нам в основном логопедами.
Схема ДЭНС-терапии
1. Речевые зоны и язык. В режиме «Терапия», частота стимуляции определялась по тонусу языка и артикуляционных мышц: при гипотонусе - 77 Гц, а при гипертонусе - 10-20 Гц, 1-2 мин.
2. Зона соответствия Су Джок на кистях или стопах (подушечки пальцев), режим «Терапия», 60-70 Гц, по 2 мин.
3. Зоны мини-акупунктурной системы скальпа - «Терапия», 77 Гц или 10 Гц, по 2-6 мин. Электростимуляция проводилась выносным массажным электродом. Воздействие на височную зону улучшает процесс понимания речи за счет активации восприятия и дифференцировки слуховых раздражений. У правшей обрабатывается левая височная зона, а у левшей и левая и правая височные зоны, через день. Электростимуляция зрительной зоны влияет на восприятие и распознавание графических изображений письменной речи и применялась чаще у детей в возрасте 5-10 лет.
4. Тригеминальная зона — в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ - в режиме «Терапия», 77 Гц, по 1 мин., через день.
5. Паравертебральные зоны — в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ - в режиме «Терапия», 77 Гц, по 30 сек., через день.
6. Зона печени и кишечника в режиме «Терапия», 60 Гц, с учетом стула, 1 раз в 3 дня.
Детям старше 6 лет проводилась диагностика «Биорепер» и в лечении дополнительно использовались AT (не более 3 точек на процедуру).
Если у ребенка было обострение ЛОР или бронхолегочной патологии, то дополнительно обрабатывались придаточные пазухи носа, задняя проекция легких, иммунные точки, но не более трех зон на сеанс.
У детей с задержкой психоречевого развития, аутизмом, моторной алалией одновременно выявлялись нарушения когнитивных функций, синдром гиперактивности и дефицита внимания. У таких детей важной составляющей ДЭНС является обработка паравертебральных зон ежедневно, зоны 2-го шейного позвонка и зон Су Джок.
Курс терапии — 10-15 сеансов каждые 1,5-2 месяца. Детям с задержкой психоречевого развития, моторной алалией или аутизмом ДЭНС-терапию можно сочетать с медикаментозной или гомеопатической терапией. С этими детьми работают дефектологи и психологи.
При таком последовательном комплексном подходе у детей отмечалось расширение объема речевого дыхания и голосообразования, улучшение состояния мышечного тонуса органов артикуляции. Наряду со стимуляцией работы мышц речевого аппарата и мимических мышц отмечалось улучшение зрительно-моторной координации и памяти. Уже после первого курса ДЭНС-терапии большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы, улучшилась зрительно-моторная координация и память, увеличился словарный запас.
Таким образом, учитывая компенсаторные резервы и пластичность детского мозга, наличие обратных нейрональных рефлекторных связей, под влиянием ДЭНС получены хорошие результаты у детей с различными речевыми нарушениями.
О своих результатах по этой проблеме мы неоднократно докладывали на семинарах и международных конференциях, в институте периодически проводятся курсы обучения ДЭНС-терапии для логопедов, психологов и врачей.