Введение
Актуальность и социальная значимость проблемы реабилитации детей с нарушением осанки обусловлены высокой распространенностью в детском возрасте и социально-гигиеническими аспектами. Развивающиеся искривления позвоночника могут довольно быстро приводить к расстройствам нормальной деятельности внутренних органов, что обусловливает актуальность лечения детей с указанной патологией [20, 30]. Частота встречаемости нарушений осанки, особенно у детей школьного возраста, составляет 40-60%.
На долю сколиоза, по результатам диспансерного наблюдения школьников, приходится до 27 % в структуре ортопедической патологии детского возраста [29]. До настоящего времени в большинстве случаев причина развития сколиоза остается неясной. Лечение сколиоза представляет сложный и длительный процесс, носит комплексный характер. Стоимость лечения каждого больного ребенка значительна, что наряду с высокой частотой встречаемости обусловливает медико-социальную и эко¬номическую значимость проблемы коррекции сколиотической деформации позвоночника у детей. Тяжелые формы сколиотической болезни требуют хирургического вмешательства, а в некоторых случаях приводят к инвалидности, сложности приобретения профессии, трудоустройства и определения своего места в жизни [40].
Истинный сколиоз представляет собой сложную деформацию позвонков с торсией и искривлением позвоночника в трех плоскостях: фронтальной, сагиттальной и горизонтальной. Клинические проявления сколиоза неразрывно связаны со степенью выраженности патологического процесса. Прогрессирование деформации при сколиозе зависит от этиологии, степени искривления и возраста больного. Наиболее неблагоприятным считают сколиоз в пубертатный период, когда прогрессирование ускоряется в 4-5 раз [15, 21].
Осложнения возникают в первую очередь со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, следствием которых могут быть инвалидность и ранняя смертность. Но главным и наиболее трудно переносимым осложнением для подростков является сама деформация, вызывающая серьезные психологические проблемы у детей, являясь сильным травмирующим фактором.
Основной целью лечебных мероприятий при сколиозе является профилактика его прогрессирования, для чего обосновано проведение медицинских осмотров дошколь-ников и особенно школьников 1-4 и 6-7 классов, так как именно в этом возрасте отмечается наиболее выраженное увеличение числа детей, страдающих сколиозом.
Важной задачей лечения нарушений осанки и сколиоза является создание крепкого, надежного мышечного корсета вокруг позвоночного столба, позволяющего удерживать туловище в вертикальном положении [28].
Лечение сколиоза зависит от степени выраженности и скорости прогрессирования патологического процесса и должно проводиться на фоне рационального двигательного режима, сниженной статической и динамической нагрузки на позвоночник.
Комплексное лечение нарушений осанки и сколиоза включает обязательное выполнение ортопедических мероприятий, массажа, гидрокинезитерапии, занятия ЛФК, корригирующие кроватки и ношение корсетов различных модификаций, а также климатические и природные лечебные факторы [16].
В настоящее время технологии восстановительной медицины широко используются в лечении сколиоза и нарушений осанки у детей, что обусловлено, прежде всего, активным влиянием на состояние крово-лимфообращения, обменно-трофические процессы, возможностью щадящего воздействия на растущий организм, мягким действием, большим диапазоном параметров воздействия [3, 4, 7, 32, 38]. Среди методов восстановительной медицины при сколиозе эффективно применение аппаратной физиотерапии (электростимуляции, лекарственного электрофореза, ультразвука), являющейся важным резервом повышения эффективности лечения [19].
В последние годы особое внимание привлечено к импульсным токам, позволяющим получать качественно более выраженные реакции по сравнению с непрерывным режимом генерации и значительно уменьшить энергетическую нагрузку на ребенка, что особенно важно для растущего детского организма [1,2,11].
Приоритетное использование в педиатрии физических факторов низкой интенсивности, малой мощности, импульсного режима обусловлено, прежде всего, своеобразием ответных реакций ребенка на действие методов физиотерапии, вследствие высокой чувствительности нервной системы, более выраженной интенсивности обменных и репаративных процессов, гидрофильности кожных покровов [14,35].
Среди импульсных воздействий одним из эффективных и безопасных методов является динамическая электронейростимуляция, преимуществом которой является возможность применения импульсов по форме и частоте сходных с потенциалами действия внутренних органов [8, 12, 13, 17, 25,27,31,33,43].
Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) - это метод немедикаментозного лечения, основанный на воздействии импульсами электрического тока, форма которых зависит от величины электрического сопротивления (импеданса) поверхности кожи в подэлектродном участке.
В основе лечебного действия динамической электронейростимуляции лежат многоуровневые рефлекторные и нейрохимические реакции, запускающие каскад регуляторных и адаптационных механизмов организма. Под действием ДЭНС-терапии нормализуется регуляция сосудистого тонуса, микроциркуляции, регулируется тонус скелетной и гладкой мускулатуры при различных сочетаниях параметров воздействия [6, 42].
Отличительной особенностью нового отечественного портативного физиотерапевтического аппарата «ДиаДЭНС-ДТ» является то, что аппарат обладает свойством мониторинга поверхностного импеданса кожи и изменения выходных параметров тока в зависимости от его динамики («биологическая обратная связь»). Изменение параметров выходных импульсов в процессе воздействия предупреждает развитие устойчивости организма к лечебному воздействию и снижает привыкание нервных элементов (рецепторов) к электрическим импульсам, что способствует повышению эффективности проводимой терапии.
Оригинальный набор нескольких режимов стимуляции, портативность и простота применения электротерапевтического аппарата «ДиаДЭНС-ДТ» позволяют сочетать метод избирательного воздействия на функциональное состояние внутренних органов и систем, механизмы регуляции болевой чувствительности в комплексе основных лечебных мероприятий.
С помощью ДЭНС-терапии оказывается положительное влияние на психо-эмоциональное состояние ребенка, что улучшает контакт с ним и способствует непрерывности комплекса основных лечебных мероприятий, направленных на стабилизацию имеющейся деформации позвоночника. В ответ на воздействие ДЭНС-терапии отмечается улучшение обменно-трофических процессов, уменьшение интенсивности болевого синдрома, ликвидируется мышечная контрактура, формируется навык выработки правильной осанки, оказывается благоприятное действие на состояние водно-солевого баланса мягких тканей, окружающих костную ткань позвонков, что приводит к увеличению амплитуды движений в суставах позвонков, позволяет расширить ортопедический режим.
Отличительными особенностями и преимуществами электростимулятора чрескожного портативного «ДиаДЭНС-ДТ» (производитель ООО «РЦ АРТ», Россия, г. Екатеринбург), позволяющими его использовать для профилактики и лечения ряда заболеваний детского и подросткового возраста являются:
— возможность выбора разных терапевтических частот;
— наличие минимального и комфортного диапазона
энергетического воздействия;
— минимальное количество противопоказаний для применения;
— отсутствие повреждающего действия;
— возможность эффективно воздействовать на нервные волокна различного типа;
— отсутствие адаптации тканей к импульсному воздействию;
— портативность и простота использования;
— возможность использования на всех этапах восстановительного лечения, в том числе в домашних условиях.
В настоящее время динамическая электронейростимуляция широко используется с целью лечения острых и хронических болевых синдромов, коррекции функциональных расстройств при заболеваниях сердечно-сосудистой, костно-мышечной, нервной, мочеполовой, эндокринной и др. систем, профилактики заболеваний и рецидивов хронических болезней, отдельных симптомов и синдромов большинства болезней, а также с целью повышения адаптационных возможностей организма [9, 10, 18, 31, 39]. Имеются сообщения о применении динамической электростимуляции в детской практике при вегето-сосудистой дистонии, заболеваниях органов дыхания, нейрогенной дисфункции мочевого пузыря и энурезе [22, 23, 24, 34, 36, 37]. Однако, до настоящего времени отсутствует научное обоснование применения данного метода при нарушениях осанки и сколиозе у детей, что определяет актуальность разработки лечебных методик с учетом клинических форм заболевания, возраста ребенка, сопутствующей патологии.