Коррекция тяжелых нарушений речи (обзор).
Клинические наблюдения Т.В. Кожокарь. врача-педиатра, г. Мончегорск,
и Л.П. Блажченко, учителя-логопеда МДОУ №6, г. Полярные Зори.
В течение 8 месяцев у 20 детей было проведено 3 курса ДЭНС по 10 дней. Аппаратное воздействие проводилось 5 раз в неделю. Общее время процедуры состовляло в среднем 5-10 минут.
Электронейростимуляция проводилась нами дифференцированно, в зависимости от специфики нарушения тонуса мышц губ, языка, шеи, лица, наличия гиперкинезов и с учетом возраста ребенка. Для детей с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью устанавливали минимальный уровень мощности (УМ-1), при котором ребенок не испытывал некаких ощущений либо ощущал легкую вибрацию. Для детей с различной речедвигательной патологией устанавливали комфортный (средний) уровень мощности.
Считаем целесообразным совмещение ДЭНС-терапии и логопедического массажа.
Уже после первого курса ДЭНС и зондового массажа у детей старшей логопедической группы с ОНР 2-го уровня были получены положительные результаты: улучшилось звукопроизношение, увеличился словарный запас, началась фразовая речь, отмечено улучшение памяти, концентрации внимания, нормализовался сон, уменьшилась возбудимость. Дети стали лучше вступать в контакт со сверстниками, охотнее выполнять обучаемые программы.
С начала года на фоне проводимой терапии в группе снизилось число простудных заболеваний. В своей работе мы ориентировались на то, что ДЭНС влияет на скорость формирования правильного звукопроизношения. В течение года анализ нарушений звукопроизносительной стороны речи проводился трижды: в начале курса занятий, в январе и мае.
Значимой динамики на фоне ДЭНС удалось добиться в течение первых трех месяцев. У детей в речевом статусе наблюдались улучшения в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции, повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры, увеличение объема артикуляционных движений, а также расширения объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования. Эти методы просты и эффективны. Они дают возможность целенаправленно воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность. Быстрее нормализуется звукопроизношение и ставятся звуки. Так, количество детей с нарушениями произношения свистящих звуков сократилось в два раза, шипящих звуков – уменьшилось в три раза. Несколько менее значимая динамика наблюдается в становлении соноров, однако и они появляются у детей намного раньше, чем обычно. К концу первого года обучения в группе произошло становление произношения всех звуков у 75 % детей.
Методика ДЭНС при коррекции звукопроизношения:
1) Зона заднего срединного меридиана в режиме «Тест».
2) Зона «точек согласия» в режиме «Тест» с обработкой найденных ЛТЗ на частоте 77 Гц по 30 секунд.
3) «Речевые» зоны: 4 точки вокруг рта 60 Гц по 1 минуте на каждой, язык на частоте 77 Гц 1 минут при УМ-1.
4) «Речевые» зоны по Су-Джок соответствию на кистях (большие пальци кистей обеих рук, граница роста ногтевых пластинок на каждом пальце) 60 Гц по 2 минуты при УМ-2 через день.
5) Подчелюстная зона на частоте 60 Гц по 1 минуте.
6) Зона хэ-гу (LI4) и зона 7 шейного позвонка обрабатывались в программе «МЭД» (чередовались).