Метод ДЭНС в коррекционном логопедическом процессе.
Клинические наблюдения учителя-логопеда Е.А. Солнцевой, ГБОУ Центр психилого-педагогической реабилитации и коррекции «Доверие», Санкт-Петербург, Россия.
В настоящее время число маленьких пациентов с неврологической речевой патологией растет. Поражение головного мозга в различные периоды развития под влиянием многих вредных факторов, таких как внутриутробные и родовые травмы, асфиксия, постнатальные инфекционные, травматические и обменно-трофические нарушения при различных детских заболеваниях - все это вызывает различные патологические сдвиги в Соматической и психический сферах, приводит к задержке речевого развития, речевым расстройствам. В своей практике в коррекционных целях мы использовали комплекс логопедических мероприятий, включающий развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика, массаж языка и т. д.), развитие мелкой моторики кисти, дифференциацию звуков, обогащение словарного запаса, развитие фонематического слуха, звуко-буквенный анализ. Производилась работа над грамматическим строем речи, счетом, цветом, пространственными и временными понятиями, обобщением, исключением. Но использования только данного комплекса мероприятий зачастую бывает недостаточно.
На сегодняшний день существует многообразие медикаментозных средств, методик и инструментов для коррекции речевых нарушений. Как правило, положительного стойкого эффекта удается добиться только путем интеграции педагогических и медицинских методик.
Особое внимание заслуживают методы здоровьесберегающих технологий, которые включают компенсаторные механизмы развития всего организма. К таким действенным эффективным методам коррекции неврологической патологии, в том числе речевых нарушений, относят применение аппаратов динамической электронейростимуляции (ДЭНС). Метод динамической электронейростимуляции официально зарегистрирован Министерством здравоохранения РФ (лицензия ФС по надзору в сфере здравоохранения и социального развития № 99-03-002203 от 10.04.2010 г.).
Для подтверждения данного тезиса рассмотрим суть проведенного исследования на базе детского сада № 112 «Сказка» в Астрахани. В исследовании приняли участие дети шести лет. С заинтересовавшимися родителями проводились индивидуальные собеседования, в ходе которых были выяснены индивидуальные психические особенности детей, собран анамнез и социальные данные семьи, объяснены особенности воздействия ДЭНС-терапии.
Целью исследования явилось изучение возможности коррекции речевых нарушений посредством ДЭНС и подготовка организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением речевой аномалии вообще.
Мы сформировали две группы детей: в основной группе находились дети, родители которых дали согласие на применение ДЭНС-метода в общем коррекционном процессе (5 человек); в контрольную группу входили дети, которые принимали участие в традиционном комплексном коррекционном процессе (5 человек), поскольку их родители не заинтересовались ДЭНС-терапией.
Были поставлены задачи:
1. Провести первичное обследование обеих групп детей с целью выявить общие и отличительные признаки развития детей с речевыми нарушениями.
2. Провести эксперимент по внедрению в систему логопедической работы инновационного метода динамической электронейростимуляции с целью повышения эффективности коррекции речевых проблем у детей.
3. Сопоставить результаты первичного и последующего обследования у экспериментальной и контрольной групп детей.
4. Сделать выводы о проделанной работе.
В ходе первичного обследования было выявлено, что обе группы детей практически не отличались одна от другой по сложности анамнезов и соматических заболеваний. Все дети имели стертую форму дизартрии. Этиологическими факторами были неблагоприятные роды, желудочно-кишечные заболевания в раннем детстве, токсикоз беременности, постнатальные заболевания травматического и воспалительного характера. Отмечалась неврологическая симптоматика: нарушение иннервации мышц, лицевой мускулатуры, ослабление небного рефлекса, тремор языка, мышечный гипо- или гипертонус, изменения со стороны вегетативной системы, нарушение произвольных и непроизвольных общемоторных двигательных актов. Кроме того, имелись нарушения интеллектуальной деятельности: низкая работоспособность, нарушения внимания и памяти.
Для основной группы детей была определена методика ДЭНС-воздействия в сочетании с традиционной схемой коррекции. Специальные речевые зоны включали: язык, середину носогубной складки, дно ротовой полости (точка глотки), подушечки больших пальцев обеих рук, границу роста ногтевых пластинок. Общие универсальные зоны: точки выхода тройничного нерва, перчаточно-носочная зона, шейное кольцо, шейно-воротниковая зона. Точки усиления эффекта: гипофиз (над точкой инь-тан), область 1-го шейного позвонка, хэ-гу. В основной группе проведено три курса ДЭНС. Каждый курс длился 10 дней, по 25 минут ежедневно. Перерывы между курсами составляли 3-4 недели.
Родители, которые выполняли все рекомендации добросовестно, добились наилучших результатов у своих детей. Наиболее быстрые результаты достигнуты у редко болеющих детей (Костя Б., Антон Е.). У часто болеющих детей отмечалась невосприимчивость к простудным заболеваниям (даже во время карантина по гриппу). Родители Эмиля Б. отметили, что ребенок стал активнее в играх и на занятиях, проявился интерес к рисованию, ответы стали не односложные, а распространенные и осмысленные. У Светы О. нормализовался глоточный рефлекс. Миша К. стал удерживать язык в заданной позе определенное время: прекратился тремор языка, почти нормализовался его мышечный тонус. У всех детей улучшилось звукопроизношение, выработался самоконтроль за произношением, достаточно координированной стала моторика, в динамике стала развиваться интеллектуальная деятельность детей в виде повысившейся умственной работоспособности, памяти и внимания.
Одновременно проводилась логопедическая работа с детьми контрольной группы. Работая с ними, мы отмечали большие трудности в постановке звуков, особенно в их автоматизации, из-за проблем подвижности артикуляционного аппарата. Язык быстро утомлялся, слабо развивался контроль над речью, дети быстро уставали, становились расторможенными и отвлекаемыми. Дети, пропустившие занятия по болезни, всякий раз после выздоровления возвращались к прежнему этапу коррекции, в то время как пациенты основной группы не имели пропусков занятий по болезни, возможно, в связи с ежедневной аппаратной стимуляцией у них точки хэ-гу (GI4).
К концу учебного года уровень развития детей в основной группе был на порядок выше, чем уровень детей контрольной группы.
Таким образом, проведенное исследование показывает, что можно и нужно использовать динамическую электронейростимуляцию в целях коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Во-первых, это общеоздоровительный метод, суть которого в подготовке организма к эффективному функционированию, необходимому в работе над устранением различных речевых аномалий.
Во-вторых, это возможность изучать в динамике компенсаторные механизмы организма.
В-третьих, это также психологически стимулирует ребенка к познавательной деятельности, потому что он быстрее начинает осознавать свою успешность.
Для улучшения результативности работы необходимо устранять сопутствующие заболевания, проводить комплексную терапию, усиливать педагогическую и коррекционную работу, активнее привлекать родителей к индивидуальной работе с ребенком.
Итак, включение метода динамической электронейростимуляции в комплекс реабилитационных мероприятий позволяет значительно быстрее и эффективнее корректировать речевые нарушения детей.