Возможности аппаратов ДЭНАС в логопедии.
Клинические наблюдения дефектолога-логопеда
О.Г. Сагандыковой, Караганда, Казахстан.
У логопедов всегда повышенным спросом пользовались немедикаментозные методы: логопедический массаж, артикуляционная гимнастика. Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) сравнительно недавно привлекла внимание логопедов своей простотой в применении и довольно высокими результатами. Технология дает возможность воздействовать на пораженные участки артикуляционных органов, активизируя и восстанавливая их деятельность.
При выборе зон стимуляции особое внимание должно уделяться шейно-воротниковой зоне, так как работа с ней снимает мышечное напряжение, улучшает кровоснабжение головного мозга и соответственно способствует мыслительной деятельности. Стимуляция речевых зон (языка или подчелюстная зона) также улучшает кровоснабжение мышц артикуляционного аппарата, подготавливает их к активной работе. По системе Су-Джок воздействие осуществляется на подушечки пальцев рук. Зоны мелкой моторики и речевые зоны имеют топографическую близость к коре головного мозга, поэтому развитие речи ребенка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Следующая важная область для стимуляции – околопозвоночные зоны.
Подробно методика ДЭНС при нарушении речевого развития у детей описана в «Практическом руководстве по применению ДЭНС». Также ее можно найти в социальной сети «ДЭНАС» в разделе «Медицина».
Пациентка Д. 6 лет.
Диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, дизартрия. Проводились логопедические различные методики, в том числе и массаж. У девочки был массивный малоподвижный язык, высокое готическое небо, спастичность мимических мышц. Очень долго вырабатывали верхний подъем.
С согласия родителей начат курс ДЭНС.
Сеансы проводились два раза в неделю в течении двух месяцев (всего 16 сеансов). После 5-го сеанса появилась пластика в мышцах языка, встал мягкий звук «Л». Легче далось упражнение «Балалаечка», тогда как ранее не было никаких результатов. После 7-го сеанса, появился одноударный звук «Р», после 9-го сеанса – проторный звук «Р». У девочки стала подвижнее мимическая мускулатура. Занятия продолжаются.
Пациентка У. 6 лет.
Диагноз: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нарушение слоговой структуры речи. При диагностике обнаружен эффект сильного «залипания» в околоушной зоне. ДЭНС-терапия проводилась 2-раза в неделю. После 8 сеансов отмечено улучшение фонематического слуха, без труда шла дифференциация глухих и звонких звуков.
Пациент: Д. 12 лет.
Ротацизм. Проторный звук «Р» был поставлен без особых усилий, через 6 сеансов. В пятилетнем возрасте с мальчиком проводили логопедические занятия по традиционной методике, звук не был поставлен.
Все больше убеждаюсь, что ДЭНС-терапия в комплексе с логопедическими методиками способствует увеличению скорости постановки звуков, формированию правильного произношения, дает положительную динамику при проведении индивидуальных логопедических занятий, сокращает их количество и облегчает работу логопеда.